Тэйджи Казэ

"АВТОБИОГРАФИЯ"


  • 1929 – родился 9 февраля в Японии
  • 1934– начал заниматься дзюдо у своего отца
  • 1944 – аттестован 2 дан дзюдо, начал заниматься каратэдо у Гитина Фунакоши в клубе "Шотокан"
  • 1944 – поступил на военную службу в японский морской флот
  • 1946 – поступил в университет на экономический факультет , аттестован на 1 дан
  • 1949 - аттестован на 3 дан , стал капитаном университетской команды по каратэдо
  • 1964 - командировка в ЮАР
  • 1966 - командировки в Голландию, Бельгию
  • 1967 – обосновался в Париже (Франция)
  • 1974 -публикация книги «Хейан: Ката Каратэ Шотокан»
  • 1982 - публикация книги«18 мастерских ката Каратэ до Шотокан Рю»
  • 1983 - публикация книг: "Карате-до ката»: "5-Хейан, Текки -2"
  • 1986 - закрывает свой додзё в Париже для преподавания каратэдо по всему миру
  • 1989 – совместно с Хироши Шираи основал Мировую Академию Шотокан каратэ-до (WKSA)
  • 2000– соратники мастера публично заявляют Школу Каратэ До Шотокан Рю Казэ Ха
  • 2004 – ушел из жизни 24 ноября в возрасте 75 лет


Сэнсэй Тэйджи Казэ родился 9 февраля 1929 в Японии г. в Тибе , префектура Тиба . Его отцом был Нобуаки Казэ, который занимал 5 - й дан в дзюдо . Он начал изучать дзюдо до того, как ему исполнилось 6 лет, а также изучал айкидо и кендо . В 1944 году в возрасте 15 лет Казэ получил звание 2-го дана черного пояса по дзюдо. В том же году он прочитал книгу о каратэ Гитчина Фунакоши и был вдохновлен начать изучать это искусство под руководством самого Гитина Фунакоши и его сына Ёшитаки Фунакоши . После смерти Ёшитаки в 1945 году в обучении будущего мастера Т. Казэ оказали Геншин Хирониши, Тадао Окуяма.

В марте 1945 года в возрасте 16 лет он поступил на военную службу в японский морской флот, а именно в спецподразделение камикадзэ. Но война закончилась в августе 1945 года. В марте 1951 года Казэ получает диплом экономических наук университета в Сейшу. Когда закончилась война, спортзал Шотокан был разрушен в результате бомбардировок. Ешитака Фунакоши умирает от болезни легких, и его бывшие ученики оказываются разбросанными по всей Японии. Мастер Казэ не нашел подходящего зала для практики каратэ; он продолжает заниматься дзюдо до тех пор, пока Гичин Фунакоши снова не объединил группу Шотокан.

В 1946 Казэ получил Шодан (1 дан) в каратэ–до. В 1949 г., будучи капитаном Университета Сэншу, он получил Сандан (3 дан) вместе со своими товарищами, капитанами университетов Шуо (Такаги) и Такушоку (Шимамура).

Мастер Казэ вступает в Японскую Ассоциацию Каратэ (JKA), чтобы посвятить себя профессиональному преподаванию особого каратэ и конечно же, мастер Казэ был главным инструктором JKA Европы. В Европе он был в тесном контакте с мастерами НКШ (Нихон Каратэ – до Шотокан), даже тогда, когда эти две ассоциации разошлись во мнении по многим вопросам спустя некоторое время после смерти Гичина Фунакоши.

Практика за рубежом

В 1964 г. Тейджи покидает Японию, чтобы отправиться на 3 месяца в Южную Африку с мастерами Канадзава, Эноэда и Шираи. Потом – практика в США и в Германии, а с октября 1965 года по март 1966 года – он в Голландии и Бельгии.

Но окончательно Тейджи Казэ обосновался во Франции, в Париже. "Наблюдая за ним в действии, нельзя им не восхищаться; он "бьет прямо в цель", техника для него лишь средство для достижения результата. "

Мастер Тейджи Казэ во Франции

В конце 60-х гг. во Франции наблюдается увеличение количества мастеров из Азии, многие из которых обладали посредственным уровнем. Чтобы решить эту проблему Анри Пле обращается в JKA (Токио), чтобы организация направила главного инструктора для Франции. После практики на Гавайях и в ЮАР ,к великой радости каратистов Франции, мастер Тейджи Казэ был очарован страной и принял решение основаться в Париже. Таким образом, плеяда учеников, которая образовала лучшую группу французских каратистов, увидели приход "маленького и улыбчивого каратиста, который очень уверенн в себе".

Приехав во Францию в 1967 году, он стал преподавать каратэ до в самом престижном французском клубе "Французской академии боевых искусств" по адресу улица де ля Монтань Сент – Женевьев в пятом квартале Парижа. Господин Анри Пле, президент клуба, был одним из первых, кто пригласил во Францию японских мастеров, т. к. он понял важность этого боевого искусства, которое все больше и больше "завоевывает" Европу. Занятия, проводимые в клубе, были хорошим стартом для распространения каратэдо в Франции.

С первых же занятий этот "маленький" сэнсэй приобрел огромный размах. Наконец-то ученики увидели разницу между мастером – профессионалом и чемпионом. Они открыли для себя настоящее каратэ. В обучении мастеров не было места соревнованиям. Сэнсэй Казэ не приобрел чемпионского звания, а лишь репутацию сомнительного вояки, которая преследовала его по всему миру. Однако его влияние было велико и ценилось в практике каратэдо. Он продвинул вперед развитие техники каратэдо как боевого искусства.

Именно Казэ сэнсей был тем человеком, который стоял у истоков Европейского каратэдо Шотокан. Позже к нему присоединились и более «молодые» японские инструктора: Шираи, Канадзава, Миязато, Като, Эноеда, Кавазоэ, Асано, Исака, Найто. В 1966 году Казэ сэнсей, обладатель шестого Дана Шотокан Каратэдо, был одним из директоров JKA Hombu-dojo. Более молодые японские сэнсей, попадая в Европу неизбежно попадали под опеку и влияние их более опытного наставника и руководителя, которым был Тейдзи Казэ. Почти двадцать лет Казэ будет инспектором JKA в Европе, определяя во многом как политическую, так и техническую линию Европейского Каратэдо.

Спортивное каратэ

Парадокс, но именно ученики Казэ сэнсея в том числе, создали в 1969 году Всемирный Союз Организаций Каратэдо (WUKO) который через несколько лет существования полностью поменял на противоположное все основные принципы Каратэдо Шотокан настойчиво и скрупулезно внедряемые мэтром. Так на свет появилось «спортивное каратэ», почти ничего не имеющее с тем, чему учил всю жизнь Казэ сэнсей.

Школа Шотокан-Фудокан - школа семьи Фунакоши

Верность идеям Ёшитаки Фунакоши дала толчок к идее создания школы, направления Шотокан Каратэдо которое бы сохранила и преумножила наследие сына великого реформатора каратэ. Так возникла идея создания собственного стиля Каратэдо Шотокан - Фудокан . Поскольку его учителю Ёшитаке Фунакоши приписывают включение в технический арсенал Шотокан Каратэдо ряда технических приёмов: маваши гери, иоко-гери, а также стойки фудо дачи, то название должно было быть, как и само направление Каратэдо, своеобразным памятником великому мастеру, данью уважения и развития его идей и мнений, его понимания Каратэдо Шотокан. Ёшитакой Фунакоши были модифицированы некоторые приёмы, ката, углублены стойки и Шотокан Каратэдо окончательно превратился в самостоятельный вид японского боевого искусства.

Однако, как это бывает, создание сэнсеем Казэ школы Каратэдо в память о своём учителе не суждено было стать реальностью, поскольку в 1980 году один из учеников сэнсея Казэ Илья Йорга из Белграда зарегистрировал в Берлине собственную организацию которую назвал "Фудокан Каратэдо", а огорчённому сэнсею Казэ пришлось смириться с мыслью о поражении, втором, и, пожалуй, самом горьком в его жизни.

Создание Международной Школы Каратэ До Шотокан Рю Казэ Ха

В 1986 г. Казэ решает закрыть свой парижский тренировочный зал и посвятить себя исключительно преподаванию каратэ по всему миру. Он выделяет 3 этапа развития каратэ: окинавский период, японский период и период Ёшитаки. Его ученики и последователи присоединят еще 1 период, период Тейджи Казэ, который несомненно обогатил каратэдо Шотокан своими собственными находками и познаниями.

Во время своего пребывания во Франции Казэ написал книги о своем боевом искусстве, в том числе 5 книг : «Хейан: Ката Карате Шотокан» (1974 г.), «18 мастерских ката Каратэ до Шотокан Рю» (1982 г.) и «Карате-до ката»: "5-хейан, 2-Текки"(1983) которые стали всемирными бестселлерами .

В 1989 г. вместе с Хироши Шираи основали Мировую Академию Шотокан (WKSA) , президентом которой он и являлся. Основная цель этой ассоциации – подготовка черных поясов и осуществлении преемственности в каратэ–до.

О нем говорят, что он по происхождению из "Уширо маваши гери". Под влиянием сэнсэев Ёшитака Фунакоши и Хирониши тренировки в Японии того времени были очень жесткими, т. к. многие тренировались в надежде реабилитировать себя после капитуляции страны.

Именно такое настоящее каратэдо, единственной целью которого является его превращение в эффективное боевое искусство, практиковал сэнсэй Казэ.

В ноябре 2004 года Тейджи Казэ ушел из жизни, оставив после себя наследие Международной школы своих учителей Гитина и Ёшитаки Фунакоши.

ЦИТАТЫ ТЕЙДЖИ КАЗЭ

  • Существует несколько стилей, но революция — это не вопрос стиля, а то, что подняло общий уровень. Это не просто создание определенного стиля или формы. В Шотокан позиция низкая, в Вадо-рю — более высокая, но все это на определенном уровне не имеет никакой ценности. Мастер Ёшитака работал над повышением уровня каратэ через эволюцию человеческих качеств, таких как сила и скорость, и для этого, следуя законам физики, он был вынужден понижать свои позиции. Например, марафонец может иметь высокую позицию, потому что его цель — выносливость для преодоления больших расстояний; спринтер, наоборот, будет стартовать с низкой позиции, чтобы достичь максимально возможной скорости; то же самое относится к сумо, где бойцы опускают свой центр тяжести, чтобы иметь максимальную мощность, даже гоночные автомобили, такие как Феррари и Порше, всегда находятся низко, чтобы развивать скорость. Так, работая над скоростью и силой, мы пришли к выводу, что для полного выражения этих двух качеств необходимо тренироваться в позиции, которая позволяет иметь низкий центр тяжести. В этом случае стиль не имеет значения». 

( интервью, взятом  К. Педраццини и Л. Страды. Источник: https://www.mushotoku.it/Index_uso.php?pubblica=interviste/Kase_Roedner.php)

  • Техника бросков в каратэ сильно отличается от дзюдо. В каратэ захват и бросок должны быть такими же быстрыми, как удар ногой или кулаком, иначе уже слишком поздно. Все это требует особой техники
  • После многих лет практики каратэ становится чем-то, что находится внутри нас, и позволяет нам развивать как нашу физическую силу, так и наши умственные способности, развиваясь по пути, который можно определить как наше шестое чувство, с помощью которого мы сможем воспринимать, кто противник, и каковы его цели". намерения. То, что мы называем шестым чувством, в древности было гораздо более развито у людей, поскольку их тогдашняя жизнь была гораздо более инстинктивной, что приблизило их к интуиции животного мира. Сейчас все это быстро ухудшается для цивилизации, в которой мы живем, поэтому каратэ можно рассматривать как средство заново открыть для себя это видение.
  • Только разум может поднять тело на новый уровень, но не мышцы!
  • Я рассказал вам о своём опыте, и мне всё равно, нравится он вам или нет.
  • Практический опыт достигается, когда можно использовать различные источники энергии. Когда мышечная сила снижается, ее необходимо компенсировать еще большим количеством других видов энергии. Когда вам 20, 30 или 40 лет, ваша физическая сила равна 10, и это нормально. Но когда вам исполняется 90 лет, вы можете полагаться только на дыхание и силу разума. Тогда, хотя мышечная сила составляет всего 10%, сила дыхания и концентрация, или сила разума, дополняют остальные 90%, что составляет 100%, нет психической стабильности, когда сила на 100% физическая.
  • Переход в позицию Сейдза и возвращение в исходное положение стоя должны рассматриваться как одно действие. Сколько приемов можно использовать во время этого действия? Это центральный момент в нашей практике каратэ. Важно состояние ума (Заншин), а не техника. Готовы ли мы отреагировать в любой момент? Эта готовность важна, техники нужны позже". 
  • В каратэ бросковая техника полностью отличается от техники, используемой в дзюдо. Фактически, в каратэ захват и бросок должны быть такими же быстрыми, как атака ногой или кулаком, иначе будет слишком поздно. Для этого требуется особая техника.
  • Ты сделал много Кихона, формы, ката... этого достаточно! Итак, вы узнали много разных форм. Но что ты на самом деле знаешь? Ты ничего не знаешь! Важно глубоко войти в это, чтобы получить это чувство. Когда вы начали практиковать и с чего начали? Какую мощность, какую энергию вы используете? Откуда он исходит от живота, головы или плеч? Если вы сделаете это с мышцами, прогресса не будет! Я должен искать внутри чувство, которое вызовет изменения. Вы должны попытаться найти внутри что-то, что "двигает"вас. Это путь каратэ. 
  • Вы знаете большое морское животное, кита? Когда кит выбрасывает воду через ноздри, он делает это не с помощью мускульной силы. Нет, это происходит благодаря его дыханию. Это страшная сила, и вода поднимается очень высоко. Мы называем это дыхание "Ибуки". Вот что мы делаем. После вдоха сохраняйте напряжение в Хара и расслабьте верхнюю часть тела. После этого резко и быстро выдохните, выполняя технику. Затем эта энергия выдоха должна высвободиться при ударе кулаком. Когда ожидается контакт, не останавливайтесь. Эта сила "Ибуки" должна высвободиться при ударе кулаком! Нам нужно почувствовать, когда дыхание сливается с движением, и тогда можно делать это с большей скоростью, с большей силой и с большим каймом! Вот почему, становясь старше, мы становимся еще сильнее! Почему это так?» Потому что мы не используем много мышечной силы.
  • Университет Сеншу раз в неделю приглашал разных мастеров, чтобы я мог тренироваться у Геншина Хирониши, Сигеру Эгами, Хироси Каматы, Тадао Окуямы, Есиаки Хаяси и других. Тренируясь у разных мастеров, мы получили возможность увидеть мир шире, чем другие, потому что, даже если все они были шотокановцами, у каждого из них были разные качества и перспективы в различных технических областях применения.
  • Двигаясь в Цуки-аши, обратите внимание, чтобы каждая нога следовала своей собственной линии. Цуки-аши удобен для управления на самых разных расстояниях. При движении с помощью Цуки-аши очень важно твердо поставить заднюю ногу и надавить на землю. Сила сопротивления земле используется для движения тела вперед, а также для завершения позы и удара. Двигайся очень быстро в радиусе двух метров и в момент контакта выпусти Киме, скопившееся в Харе. 
  • Ты сделал много кихон, формы, ката... Хватит! Так вы узнали много разных форм. А что ты знаешь на самом деле? Ты ничего не знаешь ! Важно заходить вглубь, чтобы получить это чувство. Когда вы начали заниматься спортом и с чего начали? Какую силу, какую энергию используете вы? Откуда это берется, желудок, голова или плечи? Если делать это мышцами, прогресса не будет! Нужно искать в том смысле, который спровоцирует изменения. Нужно найти внутри что-то, что «двигает» тебя. Это путь каратэ. 
  • Когда каратэ практикуется только как вид спорта, им можно заниматься до ограниченного возрастного диапазона 25-30 лет. Так что? Мне 65 лет, и я чувствую себя лучше и сильнее с каждым днем. В настоящем каратэ - до нет ни границ, ни времени, ни возраста. Он должен поправляться с возрастом. Будо каратэ на всю жизнь. Я приехал в Европу в 1964 году и с тех пор преподаю своим ученикам каратэ-до в том традиционном духе Будо, каким он был в Японии, не как соревновательный вид спорта; но как нечто более возвышенное, глубокое и умное.

 интервью журналу BUDO в Афинах, февраль 1993 года.

  • Из Фудо-Дачи мы можем двигаться и менять направление с максимальной скоростью и устойчивостью, чего нет в других положениях. Ярким примером более дальней и глубокой цели при нанесении Цуки (удара) является техническая последовательность:"Фуми-Коми - Соэ Аши; Гедан Цуки - Сото Укэ "из ката Энпи.  
  • Тигр может убить одним ударом лапы, потому что каждое его движение - это борьба за жизнь, за выживание. Я стараюсь мыслить аналогично. Я пытаюсь найти четвертое измерение каратэ. 
  • Настоящее каратэ - это не просто прыжки и удары по противнику. Это концентрация и удар! Игра окончена. Вы должны думать о ситуации, когда речь идет о жизни и смерти.
  • Я предпочитаю Фудо-дачи Дзенкуцу-дачи, потому что Фудо-дачи более гибкие. В конечной точке дзенкуцу дачи задняя нога выпрямлена, поэтому вы больше не можете двигаться. В Фудо-дачи ваша задняя нога согнута, поэтому у вас всегда есть запас, а во-вторых, это лучше для тела, потому что в Фудо-дачи ваши мышцы работают как подвеска, поэтому это лучше для суставов и позвоночника.  ( интервью, проведенное Паскалем Петреллой 1997)
  • Когда Масатоши Накаяма вернулся в Японию после войны, он увидел младших студентов, практикующих Йоко Гери, Маваши Гери, и так далее, и сказал: "это не Шотокан каратэ! Не принимайте, не принимайте". Конечно, к тому времени эти методы становились хорошо созданы, и не долго после этого сам Накаяма включил в свою практику эти методы. 

 интервью журналу Будо

  • "Когда в 1956 году открылась JKA, Нисияма пригласил меня присоединиться к JKA. Я хотел заниматься каратэ на постоянной основе, поэтому спросил Хирониши, могу ли я присоединиться к JKA, чтобы заниматься только каратэ. Хирониши согласился. Я присоединился к ним и помогал как преподаватель. Это были Накаяма, Нисияма, Окадзаки и я. Первыми учениками-инструкторами были Миками и Канадзава".

 интервью Паскаль Петрелла ,Мюльхайм, Германия

  • "Очень грустно видеть каратистов, выдающихся бойцов, которые оставляют каратэ спустя двадцать и более лет! Это происходит потому, что они достигают биологического предела. Каждое дальнейшее развитие и прогресс требует другого подхода, мотивации и идеалов.  интервью журналу "Будо" (Афины, февраль 1993)
  • Межшкольные тренировки были намного строже, чем соревнования с судейством. Мы занимались дзю-кумитэ другими стилями. [...] старшеклассники пытались ограничить "ущерб" и разнять нас, как только кумитэ перерастало в уличную драку. [Из-за моего опыта в дзюдо] сначала я думал, что смогу наносить удары захватом, но получил много ударов, когда попытался схватить своего противника. Позже, когда я схватил своего противника, я использовал только одну руку, чтобы иметь возможность блокировать его или, в конце концов, двигаться. Еще позже я многое понял. Например, если, когда я схватил своего противника, он попытался схватить и меня, я немедленно атаковал, вместо того чтобы пытаться сбросить его. В каратэ техника броска полностью отличается от той, что используется в дзюдо. На самом деле, в каратэ захват и бросок должны быть такими же быстрыми, как и атака ногой или кулаком, иначе будет слишком поздно. Для этого требуется особая техника. 

 из статьи "Кто такой Касе сэнсэй?" Генри Плее, ЖурналБудо Магазин 1967 год

  • "Каратэ очень таинственна. Только эта мышца (нижняя часть желудка) должна быть напряженной, другие мышцы тела должны быть расслаблены. Иногда напряжение остается только здесь (предплечье), и другие мышцы расслаблены. Йошитака сэнсэй это делал. Поэтому следовать пути бульона на практике каратэ очень интересно. Нет ограничений. Вы не можете добраться до предела, даже после двадцати, тридцати или даже сорок лет практики. Вы поймете, что легче тренироваться, и вы будете еще больше в форме. Это мой опыт, и если кто-то хочет следовать за ней, он достигнет того же опыта". 


  • "В реальных ситуациях реакция должна быть очень быстрой. Защитная реакция должна быть такой же острой и быстрой, как и наступательная. Блокировка должна быть выполнена со взрывной силой. Скорость очень важна. Блокировка должна быть быстрее, чем удар. Наконец, блокировка должна быть сильнее удара! Легче развивать Киме ударами кулаками. Затем вы должны применить то же чувство, чтобы развить еще более сильные техники блокировки".


  • "Он не верил в сотни механических повторений, но всегда искал истинную технику. Окуяма обладал особой силой, исходящей не от мускулов, не от кимэ, а от чего-то другого".

интервью журналу "Будо Интернэшнл" 2000.

Источник: https://www.englishshotokan.net/interview-with-sensei-kase-2000/


  • Каратэ в начале, в первые годы занятий, основывается на физическом состоянии, силе, скорости занимающегося и т.д. Это каркас, скелет, часть, которая будет использоваться для придания формы всему, что будет создано в боевом искусстве с течением времени.                               интервью М. Вильялону, опубликованном в 1985 году в журнале "КАРАТЕКА"


  • До Второй мировой войны основной позицией была киба-дачи для развитие стабильности и равновесия. Мы использовали дзенкуцу-дачи, чтобы идти вперед, и кокуцу-дачи, чтобы идти назад. Но после получения черного пояса все использовали фудо-дачи для развития силы. Во время Второй мировой войны новички сразу же изучали Тен Но Ката в фудо-дачи, чтобы развить дух и силу. 

интервью Паскуале Петрелле в 1997 году

  • Дисциплину, которая должна стать нашей профессией, жизненным путем, не может практиковаться два или три раза в неделю.Если мы хотим, чтобы каратэ стало неотъемлемой частью того, кто мы есть, мы должны практиковать и изучать его каждый день по-разному, с глубоким и искренним духом. Каратэ не практикуется каплями. Он должен течь в нас ежедневно. Только так оно сможет по-настоящему слиться с нашей сущностью, только так он сможет трансформировать нас.

  • «Я хочу, чтобы действительно лучшие люди в Академии продолжили мое обучение, когда меня больше не будет здесь. Поэтому я должен найти правильных людей, нужного калибра. А не людей, которые «летают ночью», как вы говорите». 

 Мастер Тейджи Казэ ответил, почему он основал WKSA после ухода из JKA

Интервью проведенное Джоном Уотерсом для 24-го номера журнала Shotokan Karate Magazine


  • Силы «низа тела» и «верхней части тела» должны быть объединены, и тогда можно будет генерировать огромную силу. Это Будо! -
  • "Одним из наиболее важных аспектов практики любого искусства Будо является повторение техник или комбинаций. Но это не должно быть сделано случайно. Поэтому, когда кто-то часто повторяет определенную технику или движение, например, 500, 1000 или 10000 повторений Цуки, он должен заглянуть внутрь и заметить свои ощущения, потому что, безусловно, есть только два или три из Цуки, которые были правильными (скорость, мощность, местоположение), другими словами, это эффективность, и только эти два или три повторения важны. Это единственные, которые мы должны помнить. 
                                                                                                              интервью журналу Budo International

  • «Правильная практика Будо должна пройти очень долгий путь. На котором я сам достиг многих вещей, при этом я чувствую, что я близок к другим, я замечаю их, но я еще не достиг. По этой причине каждый может прогрессировать в Будо, если он следует правильному пути перехода с одного уровня на другой. Именно это и отличает одного практикующего от другого. Что действительно важно, так это не годы практики , а скорее правильная практика в те годы. Это единственный способ продвинуться к более продвинутому каратэ. Поэтому, когда меня спрашивают, почему мы практикуем так много атакующих техник, так много раз и все сильнее, я отвечаю, что причина в том, что. экспериментируя с ощущениями при атаках и стремясь к большей и большей силе, это позволяет нам делать нашу защиту все сильнее и сильнее. Это потому, что, когда мы достигаем более сильной атаки, мы в то же время и искренне должны спросить себя, есть ли это. мы могли бы блокировать такую быструю и мощную атаку».

  • Традиционное - это :
    1.Это не каратэ, если нет кимэ;
    2.Единственный «стиль» это - сильный и быстрый;
    3.Каратэ не рационально;
    4.Цель - четвертое измерение, шестое чувство.

  • Важно понимать, что великая эволюция, от каратэ, которое сэнсэй Фунакоши Гичин принес с Окинавы к каратэ, которое практиковал сэнсэй Ёшитака, стала возможной благодаря концепции O-Waza (техника дальнего боя) с максимальной силой и скоростью. Однако мы не должны останавливаться на этой концепции, потому что на самом деле важно доминировать в O-Waza, чтобы быть эффективным в Ko-Waza (техника ближнего боя). Сам Гичин Фунакоши объяснял, что Sei-te (когда одна рука защищается, а другая контратакует) было важно, но что работа Hen-te (защита и контратака одной и той же рукой) была еще важнее, и что Hen-te напрямую связана с практикой Ko-Waza.

интервью 27 июля 2000 года для журнала Budo International 

во время международной стажировки в Княжестве Андорра.

  • Центр находится в Тандене (нижняя часть живота). Это центр силы в подходе Будо. Именно оттуда исходит максимальная сила. Если вы хотите толкать, мы использовали силу сопротивления от земли. Вот почему при выполнении цуки сила исходит от Тандена и земли. Это Будо, всегда делайте с контролем, но если вам нужно ударить, то вы должны быть уверены в результате. Не касайтесь, значит не ударяйте, но если вам нужно, убедитесь, что это эффективно. Вот почему здесь всего на секунду сделайте большое киме, и сразу после этого плавно и мягко переходите к другому камаэ. Так контролируется подача силы. За одну секунду должно быть достигнуто максимальное киме в 100%, а за следующую киме должно быть 0%. После освобождения киме движения должны быть быстрыми и мягкими. Вы должны контролировать свою внутреннюю энергию, от 100% до 0% и наоборот, с помощью дыхания. Вот почему сила от Хара, от Тандена, должно быть развито. Это касается всех искусств Будо, таких как Кендо. Хара, Танден — это Будо!

  • Вы должны быть действительно восприимчивы, чтобы почувствовать момент, когда упражнение сработало хорошо, заглянуть внутрь себя и сохранить это чувство в уме и теле. Затем спросите себя: почему упражнение сработало лучше в этот раз, чем в другие? И это переход от количественного (количества) к качественному (качеству): это то, что действительно важно в процессе обучения – как перейти с одного уровня на другой


  • «Важно прогрессировать каждому в своем  темпе по отношению к  себе, а не к другим. Мы знаем, что ничего не приобретаем навсегда , но мы никогда не должны терять смирения и терпения».

    «Главная цель - постоянное развитие. Хотя мне 73 года - я все еще чувствую, что я все время развиваюсь. Когда я решаю, что стою после боя - я буду. Это оригинальный дух будо - тренировка. Это также должно быть сделано так. Будо карате занимает около 20-30 лет основной работы. Только после этого периода можно начать глубже понимать каратэ и видеть вещи более ясно. Развитие - это непрерывный процесс - непрерывное обучение дает основы для этого. " 

 о цели своего обучения в интервью, сделанном Ярмо Ниираненом - Тампере, Финляндия 2002 

МАСТЕРА О ТЕЙДЖИ КАЗЭ

  • Мастер Казэ когда тренируется с нами - он играет. Он может убить всех нас, если захочет.

Мастер Хироши Шираи о Тейджи Казэ

"...Возможно, вся эта внутренняя борьба школ нанесла вред каратэ, но сам по себе тот факт, что существует так много стилей, которые не объединены, является естественным фактом, и это всегда было так в традиционных боевых искусствах, каждый следует своей школе.." -"...Сегодня каратэ стало слишком спортивным. Даже те, кто говорит "традиционное каратэ" на самом деле, занимаясь соревнованиями, не занимаются традиционным каратэ.." - "...Мастер Казэ никогда в жизни не участвовал в турнирах, он даже не знал, что они существуют, на самом деле он говорил: “спорт как игра, для рекламы”. 

Мастер Хироши Шираи о Тейджи Казэ

  • Однажды на семинаре ди Сенсей Тайцзи Касэ рассказал участникам, что есть три типа Мастеров:
  1. те, кто ограничивается механическим повтором усвоенного, не понимая сути;
  2. те, кто носит маску Мастера, но преследует только престиж, власть или личную ответственность;
  3. и, наконец, истинные Мастера.

Настоящих Мастеров мало, часто одиноких, но готовых идти против течения, чтобы отстаивать суть Традиционного Каратэ. Именно они не прогибаются под моду, под удобство, под деловую логику. Они скорее заплатят цену за постоянство, чем предадут то, во что верят. Может быть, в зеркале они не увидят человека, богатого богатством, но увидят человека, богатого достоинством. Искренний человек, который не продал себя. И эта искренность, эта смелость оставаться верным Пути, вот что делает их хозяевами. Честь и уважение, этому Великому Мастеру.

Ангел Тосто (Италия)

Перевод Игорь Садовников